АБАНДОН
ABANDONMENT

Отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество (судно, груз) в пользу страховщика с целью получения от него полной страховой суммы.
Основанием для А. являются: гибель застрахованного судна, пропажа без вести, нецелесообразность ремонта судна или доставки застрахованного груза в место назначения, захват судна или груза, застрахованных от такой опасности. Заявление об А. должно быть сделано в течение 6 месяцев с момента возникновения указанных оснований и не может быть условным или взято обратно. Иностранное законодательство считает А. односторонним актом страхователя. Только по английскому праву для абандона необходимо согласие страховщика.

 АБСОЛЮТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В зарубежной практике вид страхования гражданской ответственности товаропроизводителя за ущерб, причиненный потребителям продукции, обладающей вредностными факторами. Имеется в виду, что сам товаропроизводитель на момент реализации товара не знал о потенциально вредоносном воздействии готовой продукции, но принял решение заключить соответствующий договор страхования А. о. Факт вредоносности изделий был выявлен в ходе научных исследований и экспериментов гораздо позже, чем товар был выпущен на рынок. Договор страхования абсолютной ответственности получил особенно широкое распространение в США.

 АБСОЛЮТНОЕ НЕТТО

1) Страховая премия, из общей суммы которой удержаны все причитающиеся скидки; 2) Брутто-премия за вычетом брокерского вознаграждения. Обычно подлежит возврату страхователю в соответствии с условиями договора страхования.

 АБСОРБЦИЯ

Поглощение: действие, при котором одна страховая компания (поглощающая) принимает совокупные активы и пассивы другой (поглощаемой) страховой компании, выделяя в качестве компенсации участникам последней долю капитала или акции, выпущенные с этой целью.

 АВАНСИРОВАННАЯ СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

Премия, собираемая страховой компанией до наступления даты ее обязательного внесения.

 АВАРИЙНАЯ ГАРАНТИЯ

См. Аварийная подписка, Аварийный бонд

АВАРИЙНАЯ ПОДПИСКА

Получение аварийной подписки судовладельцем должно предшествовать выдаче им груза получателю. Невыполнение этого условия может сделать невозможным взыскание его доли по общей аварии. В случае отказа грузовладельца выдать аварийную подписку судовладелец обычно использует залоговое право. В аварийной подписке грузовладелец обязан указать стоимость груза, без чего невозможно составление диспаши. В аварийной подписке указывается также диспашер. Аварийная подписка носит также название аварийный бонд.

 АВАРИЙНЫЙ БОНД

См. Аварийная подписка

 АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС

1) Денежная сумма, требуемая судовладельцем либо диспашером от его имени у грузовладельца в качестве обеспечения уплаты его доли расходов по общей аварии. О требовании судовладельца внести А.в. грузополучатель немедленно информирует страховщика. В международной практике А.в. носит название депозита. Он взыскивается в тех случаях, когда судовладельцу необходимо получить обеспечение от большого числа мелких грузополучателей либо когда у судовладельца имеется сомнение в платежеспособности данного грузополучателя. При оплате А.в. страхователем страховщик обязан немедленно его компенсировать. А.в. вносится на совместный счет, открытый в банке на имя представителя судовладельца (таковым чаще всего является диспашер) и на имя представителя грузополучателя с начислением процентов. Частичные платежи или возвраты могут быть произведены лишь по письменному удостоверению диспашера. На практике форма обеспечения интересов судовладельца - банковская гарантия или поручительство страховщика, имеющего достаточный авторитет.
2) Часть убытка, падающая на конкретного участника расходов по общей аварии и соразмерная стоимости принадлежащего ему имущества (судна, груза или фрахта).

АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР
AVERAGE ADJUSTER

Уполномоченное физическое или юридическое лицо страховщика. Занимается установлением причин, характера и размера убытка по застрахованным судам и грузам. Страховщик назначает А.к. как внутри страны, так и за границей, в соответствии с законодательством страны пребывания. Имя, почтовый и телеграфный адрес А.к. указываются страховщиком в страховом сертификате или полисе при выдаче его страхователю. Обычно страховщик указывает в страховом полисе к какомут именно А.к. в соответствующей стране в случае необходимости следует обратиться. Список адресов (включая телефоны, телексы, факсы) может быть приложен к страховому полису. Последний обязан при наступлении страхового случая немедленно обратиться к А.к. за помощью и содействием. А.к. действует в строгом соответствии с той инструкцией, которую высылает ему страховщик: проводит осмотр поврежденного имущества устанавливает характер, причины и размер понесенных убытков. По указанию страховщика занимается реализацией поврежденного имущества, осуществляет розыск пропавшего имущества, собирает информацию о местном страховом рынке. По поручению страховщика А.к. может оплачивать убытки за счет страховщика до определенной суммы, контролировать погрузо-разгрузочные работы и осуществлять счет груза. По результатам проведенной работы А.к. составляет аварийный сертификат или доклад.
А.к. не имеет каких-либо административных прав по отношению к организациям, отвечающим за хранение, погрузочно-разгрузочные работы и экспедирование грузов.
Функции А.к. выполняют: аджастер, агенты Ллойда и др.

 АВАРИЙНЫЙ СЕРТИФИКАТ
STATEMENT OF LOSS

В зарубежной практике страхования документ, подтверждающий характер, размер и причины убытка в застрахованном имуществе. А.с. составляется аварийным комиссаром (аджастером) и выдается заинтересованному лицу (обычно страхователю) после оплаты им счета расходов по оценке характера, размеров и причин убытка, включая денежное вознаграждение аварийному комиссару (аджастеру) за проделанную работу. А.с. прикладывается к заявлению (заявленной претензии) страхователя о возмещении ущерба. На основании А.с. страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. Страховщик имеет право назначить конкретного аварийного комиссара (аджастера) для решения вопроса о характере, размере и причинах убытка в застрахованном имуществе. Затраты страхователя, связанные с получением А.с., могут быть включены в сумму страхового возмещения, подлежащего выплате со стороны страховщика (если указаны в заявленной претензии).
По общему правилу в А.с. должно быть указано, кто и когда обратился за осмотром, где застраховано имущество, вид транспортного средства, дата прибытия в место разгрузки, производилась ли перегрузка в пути следования, количество и род упаковки поврежденного груза, дата выгрузки, дата и место осмотра груза или имущества, описание убытка. А.с. не является безусловным доказательством ответственности страховщика в силу ранее заключенного договора страхования (аварийный комиссар делает об этом особую оговорку в тексте А.с.). В практике страховой работы применяют стандартизированные формы А.с. в виде типографских бланков. А.с. служит доказательством размера заявленной претензии по убытку в связи с заключенным договором морского страхования.

 АВАРИЯ В МОРСКОМ СТРАХОВАНИИ

Ущерб (убытки), причиненные судну, грузу или фрахту в ходе осуществления морского предприятия. В зависимости от характера и принципов распределения убытков между участниками морской перевозки А. в м.с. подразделяется на аварию общую и аварию частную.

 АВАРИЯ ОБЩАЯ

Убытки, понесенные вследствие произведенных намерений и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, перевозимого на нем груза и фрахта, в частности убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза, тушением пожара, преднамеренной посадкой судна на мель, повреждением машины и котлов при их форсировании, повреждением или гибелью груза, топлива или другого имущества, в связи с их перемещением на судне, выгрузкой и т.д.
Расчет по А.о. - диспаша, может сопровождаться аварийным взносом. Непосредственно расчеты по А.о. осуществляет диспашер. Эти функции могут быть переданы аджастеру. А.о. относится к нормам международного морского права. В РФ регулируется кодексом торгового мореплавания. Выбрасывание груза за борт рассматривается как А.о., если это сделано преднамеренно в целях общей безопасности для спасания судна, груза и фрахта, например, чтобы уменьшить осадку судна при посадке на мель или по другим причинам.
Примерами А.о. может служить повреждение груза, причиненное тушением пожара; повреждения, причиненные судовой силовой установке во время работы на повышенных режимах при снятии судна с мели; намеренная выброска судна на берег с целью спасания людей (экипажа, пассажиров) и имущества участников перевозки.
Судовладельцы имеют право до сдачи груза потребовать от грузополучателей взнос А.о., т.е. определенную сумму денег в обеспечение покрытия их пропорциональной доли расходов, причиненных по А.о. Взнос по А.о. вносится в депозит на банковский счет как обеспечение для покрытия расходов по спасанию, и/или по А.о., и/или аварии частной, и/или др. расходов, которые определит аварийный комиссар. В некоторых случаях вместо депозита выдается гарантийное письмо. Расходы по А.о. обычно покрываются на основании договора морского страхования. При чрезвычайных происшествиях во время рейса, которые дали повод рассматривать их в качестве А.о., составляется аварийный бонд, по которому грузовладельцы обязаны уплатить пропорционально свою долю в покрытие убытков, понесенных в результате А.о.. Эту долю определяет диспашер. Аварийный бонд подписывают до начала сдачи груза получателем. Убытки, не относящиеся к А.о., признаются убытками по аварии частной. На стороне, требующей распределения убытка по А.о., лежит обязанность доказать, что заявленные убытки и расходы действительно могут быть признаны А.о.

 АВАРИЯ ЧАСТНАЯ

Убытки, которые несут исключительно владельцы судна, потерпевшего аварию во время шторма, или владельцы груза, которому был нанесен ущерб. Убытки по А.ч. несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение.
Выбрасывание груза за борт рассматривается как А.ч. При потере палубного груза, например, леса, убытки за который несут действительные владельцы груза.
Если судно село на мель, но во время прилива снялось своими собственными силами, то полученные убытки относятся к А.ч. Однако если судно снялось с мели при помощи буксира и/или морских спасателей, т.е. были произведены дополнительные расходы в общих интересах судна, груза, фрахта, то имеет место авария общая.

Автокаско — см. каско

Агрегатный лимит ответственности — общий лимит ответственности (чаще всего годовой), назначаемый помимо лимитов по каждому страховому случаю. 

АГЕНТ

Доверенное физическое или юридическое лицо, выполняющее поручения или совершающее определенные действия от имени и в интересах другого лица (принципала). Агент обычно действует по доверенности принципала или в соответствии с условиями агентского соглашения, заключенного между принципалом и агентом. К услугам агентов широко прибегают страховые компании.

 АДДЕНДУМ

1) Письменное дополнение к ранее заключенному договору страхования и перестрахования, в котором содержатся согласованные между сторонами изменения ранее оговоренных условий. А. прикладывается к страховому полису.
2) Письменное дополнение к диспаше, составленное диспашером, в связи с обнаруженными ошибками в расчетах по общей аварии. А. является неотъемлемой и составной частью диспаши.
3) Дополнение к чартеру, выработанное сторонами, подписавшими договор.

 АДЖАСТЕР

Физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем. А. осуществляет оценку риска после страхового случая (реализации риска) и стремится достичь соглашения со страхователем о сумме страхового возмещения, подлежащего выплате, исходя из обязательств страховщика, взятых по заключенному им договору страхования. А. анализирует факты и рисковые обстоятельства страхового случая. Составляет экспертное заключение для страховщика по материалам этого анализа, проводит работу в области риск менеджмента, выполняет функции аварийного комиссара. Деятельность А. может осуществляться в рамках структурного подразделения страховой компании или специализированной организации (агента) страховщика, работающего на основании соответствующего соглашения по экспертизе и ликвидации убытков. А. может выполнять функции диспашера, который составляет расчет по распределению убытков между судном, грузом и фрахтом в связи с общей аварией.

 АКТИВЫ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Характеристика состава, размещения и использования общей суммы средств страховой компании. Содержится в балансе общества.

 АКТ О СУБРОГАЦИИ

Документ о передаче страхователем страховщику после получения от него суммы страхового возмещения прав на взыскание ущерба с третьих лиц, виновных в причинении такого ущерба.

Андеррайтер — высококвалифицированный специалист в области страхования, осуществляющий оценку риска при принятии на страхование конкретного объекта или физического лица (андеррайтинг). Андеррайтер имеет полномочия принимать на страхование предложенные риски, определять тарифные ставки и конкретные условия договора страхования, а также делать заключение о возможности (или невозможности) заключения договора страхования на определенных условиях.

Аннуитет — см. рента.

Временная утрата трудоспособности — нетрудоспособность, сопровождающаяся освобождением от работы на срок, необходимый для проведения лечения и восстановления работоспособности.

Выгодоприобретатель — лицо юридическое или физическое, назначенное страхователем как получатель страхового возмещения.

Грабеж — открытое хищение имущества.

Гражданская ответственность — ответственность перед третьими лицами за тот вред или ущерб, который он может принести их здоровью, жизни и имуществу, в результате использования объекта страхования или в результате владения им. Гражданская ответственность может наступить также в случае совершения неумышленного правонарушения или нарушения договорных обязательств.

Группа инвалидности — устанавливается МРЭК (медико-реабилитационной экспертной комиссии) в зависимости от степени потери трудоспособности. Предусматриваются три группы инвалидности.

Страховой словарь



2016 © ОАСО "Би энд Би иншуренс Ко". Все права защищены.
220013, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Я.Коласа, 38.
Контактные телефоны: +375 (17) 209-41-11, 285-76-22, 211-30-58; +375 (29) 611-30-58, 761-30-58
Сделано в SavvyBox.
Сайт работает под управлением
системы SpinPike.